- Серпухов - город крепость
- Серпуховский князь
- Древний символ бессмертия
- Высоцкий монастырь
- Владычный монастырь
- Кафедральный собор Николы Белого
- Соборная гора
- Ансамбль посадских храмов
- Историко-художественный музей
Использованы материалы официального сайта Администрации города Серпухова serpuhov.ru
Владычный монастырь
Если прийти к стенам Высоцкого монастыря, то увидишь весь старинный Серпухов. Владычный женский монастырь – на другом берегу. Это архитектурное решение делает городское пространство уникальным.
Введенский Владычный монастырь основан еще раньше – в 1360 году – в честь Введения во храм Богородицы. Тогда Серпухов был очень маленьким, не укрепленным городком, а князю Владимиру, будущему Храброму, шел всего девятый год…
«Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память»,- был голос Митрополиту Алексию (святителю Московскому и всея России чудотворцу) от иконы Богоматери. Она Сама указала место и событие, в память которого должен быть возведен монастырь.
В этой обители появились первые в городе произведения каменного зодчества. Белокаменные храмы были тогда редкостью даже в Москве. Потом Владычный монастырь развивался медленнее, чем Высоцкий. Однако в 1598-1609 годах, после посещения Серпухова Борисом Годуновым, он был практически полностью перестроен на пожалованные деньги. Монастырь стал уникальным комплексом годуновской архитектуры.
Строителем и первым настоятелем обители был келейник митрополита Алексия – Варлаам. Он пожил строителем в монастыре больше пятнадцати лет. А предвидя скорую смерть завещал: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». Сегодня его святые мощи – там же, перед Введенским собором. Рядом с крестом преподобного Варлама – никогда не гаснущая лампада.
Сегодня на территории монастыря принимает школьников Православная классическая гимназия, названная его именем.
В 1377 году по распоряжению святителя Алексия для монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, много веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.
В XIX веке Владычный монастырь стал женским стараниями митрополита Московского Платона (Левшина). С этого времени начался невиданный расцвет обители. Обновлены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре были огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. К середине столетия число насельниц возросло до 300.
В 1919 году монастырь был закрыт, его территория стала Авиагородком... На ней открылась школа «красных военлетов», затем – среднее военное училище. А потом всего за семнадцать лет он был почти полностью разрушен - когда остался вовсе без хозяина...
Монашеская жизнь в обители возобновлена 5 мая 1995 года.
Чудеса здесь являются людям и через мощи первого строителя обители, и через образ Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Большинство икон Владычного монастыря периодически мироточат…
Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» - явленная во Владычном, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий.
В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша».
Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку…
В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы.
«А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?»- пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».
Из Серпухова крестьянин возвращался здоровым, получив исцеление больных ног, освободившись от непреодолимой тяги к вину.
А в явившемся ему схимнике крестьянин узнал старца Варлаама – строителя Владычного монастыря.
После революции Владычный монастырь был закрыт, а чудотворная икона – перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году был закрыт и Никольский собор. Все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли.
Память о ней вернулась в город 80-х годах ХХ века. Была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости – по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери.
Когда же открылся Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» сюда. По его благословению, известный российский иконописец Александр Соколов создал список чудотворной иконы. А в 1996 году еще один список появился во Владычном монастыре.
С тех пор в Серпухове два образа «Неупиваемой Чаши». Оба они, как и первообраз, чудотворные.
Самое торжественное богослужение пред ними совершается 18 мая по новому стилю – в день праздника иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».